БАБИЙ ЯР. 80
1942 - 2022
К 80-й годовщине расстрела в Бабьем Яру мы покажем, как эта катастрофа повлияла на на культуру. Филолог Олег Лекманов расскажет, как в 1961-ом Евгения Евтушенко поразило отсутствие памятника жертвам и свалка на месте расстрелов. Писатель Дмитрий Быков разберет роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» и контекст его создания. А основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов вспомнит и покажет выразительные проекты мемориалов, которые могли бы появиться на месте трагедии. Из спецпроекта вы узнаете, как люди впервые узнавали о Бабьем Яре, какое кино можно посмотреть для знакомства с событиями тех лет. Здесь же вы найдете цитаты свидетелей трагедии и комикс о предчувствии катастрофы. И, конечно, мы не могли не обратиться к музыкальному контексту Бабьего Яра: от музыки Шостаковича до пьесы современного композитора Кирилла Широкова, созданной специально для «Недели памяти»
За два дня в сентябре 1941 года на окраине Киева прошла одна из крупнейших массовых акций уничтожения мирного населения в ходе Второй мировой войны.
2 октября 1941 эсэсовцами составлен краткий отчет: «29 и 30 сентября 1941 года казнили 33 771 еврея».
33 771
Человек убито за два дня трагедии. Это 0,5 % от всех жертв Холокоста
>100 000
Точное количество убитых в Бабьем Яру в 1941-43 годах неизвестно и превышает 100 тысяч жертв.
29
29 человек спаслись. Выжить удалось единицам
Выжившие, свидетели, историки
Что, где и в каком порядке смотреть про Бабий Яр, чтобы было интересно и не всегда страшно.
Специально для нашего фестиваля Нюся Красовицкая нарисовала комикс о том, что происходило рядом с Бабим Яром за пару дней до катастрофы.
Бессмертный шедевр Шостаковича и современная музыка — о памяти, катастрофе и слухе.
ЧИТАТЬ
Воспоминания выживших, свидетелей, историков — подборка от Егора Сенникова

От Советского Информбюро

Вечернее сообщение
21 сентября 1941 года
«В течение 21 сентября наши войска вели бои с противником на всем фронте. После многодневных, ожесточенных боев наши войска оставили Киев»
    КОМИКС
    «Разговоры о том, что происходило за пару дней до катастрофы в Бабьем Яру»
    Художник — Нюся Красовицкая
    МНЕНИЯ
    Дмитрий Быков и Олег Лекманов рассказывают о том, как тема Бабьего Яра отражается в литературе, а Айрат Багаутдинов — о проектах мемориала на месте трагедии
    Филолог Олег Лекманов о поэме Евгения Евтушенко «Бабий Яр»
    Писатель Дмитрий Быков о романе Анатолия Кузнецова «Бабий Яр»
    Историк архитектуры Айрат Багаутдинов — о конкурсе на памятник жертвам в Бабьем Яру
    8 ФИЛЬМОВ ПРО БАБИЙ ЯР
    Массовое убийство в Бабьем Яру в Киеве — один из самых ярких и широко известных символов Холокоста. Здесь, в киевском урочище, в конце сентября 1941 года немцы вместе с украинскими коллаборационистами, провели массовые казни евреев — всего в те дни было убито более 50 тысяч человек. Во время оккупации немцы продолжали использовать это место для организации массовых убийств — здесь расстреливали евреев, цыган, душевнобольных, коммунистов, партизан. Всего, по разным оценкам, здесь было казнено больше 150 тысяч человек.
    Для того чтобы память об этой трагедии закрепилась в общественном сознании и стала частью всеобщей истории, потребовалось немало времени и сил. Историки и журналисты, писатели и поэты, общественные активисты и музыканты — все они внесли свой вклад в сохранение памяти о произошедшем. И, конечно, значительный вклад внесли и режиссёры, которые брались за непростую тему и рассказывали, что происходило с евреями во время оккупации Киева нацистами.

    Егор Сенников
    «Непокорённые», Марк Донской, 1945 год

    Первая сцена, изображающая убийство евреев, появилась в кино всего через 4 года после самого события. Это была картина «Непокорённые» советского режиссера Марка Донского, и ключевая сцена фильма разворачивается именно в Бабьем Яру.
    Марк Донской — необычный режиссёр. Заслуженный, именитый, всемирно уважаемый — про него в Москве 1960-х ходила байка, что на его юбилей в Доме Кино одна за одной приходили поздравительные телеграммы от Феллини, Куросавы, Чаплина и Росселини. Донской — автор экранизации трилогии Горького, а также пронзительного фильма «Радуга», который до сих пор многие считают одним из источников для итальянского неореализма. И в то же время имя Донского сегодня известно лишь знатокам кино и киноведам, а массовому зрителю оно почти ничего не говорит.
    «Непокорённые» — это экранизация одноимённой повести Бориса Горбатова, впервые опубликованной в «Правде» ещё во время войны, в 1943 году. История украинца Тараса, который не смог эвакуироваться в первые недели войны, а во время оккупации сотрудничает с подпольем, пытаясь подорвать немецкие позиции, была очень популярной. Донской, создавая картину, успел воспользоваться ситуацией и создал чуть ли не единственный фильм, в котором прямо показал евреев жертвами нацистов, а центральную сцену расстрела в Бабьем Яру снимал прямо на месте тех трагических событий. Донской вдохновлялся фильмами Эйзенштейна и стремился показать бесчеловечность и жестокость тех событий.
    Донскому пришлось пробиваться через цензурные ограничения, а затем столкнуться с растерянностью критиков. После 1948 года картину из проката убрали; в следующий раз массовому зрителю её показали уже в 1960-х по телевидению, подвергнув цензуре и удалив ключевую сцену.

    «Обыкновенный фашизм»,
    Михаил Ромм, 1961 год


    Практически сразу после окончания Второй мировой тема Холокоста оказалась в СССР под запретом. Цензоры старалась не допускать, чтобы «еврейская» тема в принципе звучала в советской массовой культуре — кино, романах или музыке; это было связано и с государственным антисемитизмом, и с напряженными отношениями между СССР и Израилем.

    Пробивать препятствия приходилось с боем — и особенно больших успехов удалось достичь в 1960-х годах. В 1961 году Евгений Евтушенко написал свою поэму «Бабий Яр»; спустя 5 лет в «Юности» выходит роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» (впрочем, попытка его экранизации, предпринятая Иосифом Хейфицом в 1967 году, была пресечена цензурой); киевлянин Виктор Некрасов, автор «В окопах Сталинграда», регулярно писал в прессе о трагедии в Бабьем Яру начиная с конца 1950-х годов. В середине 1960-х началась долгая баталия за установку знака в память о погибших. Мемориал установили лишь в 1976 году, и указания о том, что нацисты убивали здесь именно евреев, на нем не появилось.

    Фильм Михаила Ромма — один из ярчайших примеров этой войны за память. Созданный вместе с киноведами Майей Туровской и Юрием Ханютиным, документальный фильм играл сразу же на многих темах. Ромм и его соавторы углубились в хронику нацистских времён, сочетая не сильно зашифрованный комментарий к сталинским временам с рассказом о том, о чём не часто говорили. Фильм открывается документальной съемкой Освенцима — и к теме Холокоста Ромм возвращается несколько раз, вновь и вновь говоря о том, о чем в СССР в то время говорить было не принято.
    Что посмотреть ещё: «Восточный коридор», Валентин Виноградов, 1966 год; «Кто вернётся — долюбит», Леонид Осыка, 1966 год; «Сыны Отечества», Латиф Файзиев. Прямой разговор о Холокосте был невозможен, и режиссеры прибегали к иносказательным формам рассказа или вскользь касались темы. В середине 1960-х выходит сразу несколько картин, авторы которых смогли осветить тему Холокоста.
    «Холокост», Марвин Чомски,
    1978 год
    В первые годы и даже десятилетия после войны тема Холокоста скупо освещается и в Европе и США. Причины этого крылись не столько в политической обстановке (хотя не без этого — например, в Великобритании убрали на полку фильм о немецких концлагерях, который сочли неуместным в условиях Холодной войны), сколько в неспособности осмыслить произошедшее и нехватке информации. Когда в 1960-х тема начнется раскрываться по-новому, для многих западных кинематографистов трагедия еврейства Восточной Европы будет освещаться через историю Польши. О тех, кто был убит в Киеве, да и вообще в СССР, говорить и писать будут гораздо меньше.

    Американский мини-сериал Марвина Чомски «Холокост» относится уже к тем временам, когда о трагедии писали и снимали все больше и больше. Сериал, в котором одну из главных ролей сыграла Мерил Стрип, был неплохо принят в США, но, что даже важнее, оказал огромное влияние на зрителей в ФРГ. «Холокост» был первым телесериалом, показанным в Германии, в котором прямо рассказывалось о том, что делали нацисты на Востоке. Финал второго эпизода был полностью посвящен убийству в Бабьем Яру — и показано оно было предельно откровенно.

    Для послевоенного поколения немцев увиденное стало шоком. Попытки неонацистов сорвать показ сериала были пресечены, в стране был принят закон, позволивший привлекать к ответственности бывших солдат Вермахта за военные преступления, а школьная программа по истории дополнилась более глубоким рассказом о Холокосте.
    Что посмотреть ещё: «Война и воспоминание», Дэн Кёртис, 1988 год. Сериал вышел на десять лет позже «Холокоста» (хотя роман, послуживший основой, был опубликован ещё в конце 1970-х) и стал попыткой вместить в один телесериал всю Вторую мировую, с точки зрения среднестатистического американца.; тема Холокоста постоянно присутствовала, а её изображение получило одобрение критиков.
    «Дамский портной», Леонид Горовец, 1990 год

    В перестройку исчезали практически все запреты, существовавшие десятилетиями. Тема холокоста не стала исключением. В конце 1980-х молодой киевский режиссер Леонид Горовец искал новый материал для экранизации; кто-то из знакомых показал ему пьесу «Дамский портной» Александра Борщаговского (по его рассказу был снят один из знаковых фильмов оттепели — «Три тополя на Плющихе»), которая шла в московском театре Ромэн с 1980 года.

    Госкино уже было бессильно что-то запрещать, а деньги на фильм можно было получить не от государства, а от частного кооперативного бизнеса. Так и родился фильм Горовца, целиком посвященный убийству в Бабьем Яру.

    Горовцу очень повезло с подбором актёров — главные роли в фильме сыграли Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Васильева. История киевского портного и его семьи, которые проживают последнюю ночь вместе, перед тем как быть уничтоженными нацистами, оказалась очень личной для режиссера фильма и для тех, кто принимал участие в работе над картиной. Советские критики встретили картину с одобрением, особо отметив, что впервые тема получает такое воплощение в советском кинематографе. Но прокат к тому моменту уже начал разваливаться и рассыпаться, поэтому широкий зритель картину практически не увидел в тот момент. Впрочем, дорогу к зрителю фильму проложило телевидение.
    Что посмотреть ещё: «Изгой», Владимир Савельев, 1990 год. Снятая на излёте СССР драма посвящена той же теме, что и «Дамский портной», но раскрывает её, наверное, еще более зримо и жестко, не давая зрителю даже надежды.
    «Назови свое имя по буквам», Сергей Буковский, 2006

    Украинский документалист Сергей Буковский в своих работах постоянно обращается к болезненным темам в истории Украины. В этом фильме 2006 года, снятом в рамках проекта Стивена Спилберга по сохранению памяти о Холокосте. В этой картине Буковский смонтировал множество интервью с людьми, которым довелось пережить Холокост во времена оккупации Украины. Это разные пласты — всегда страшные, всегда объединенные Бабьим Яром — местом, символизирующим для героев и автора трагедию украинских евреев.
    «Дети из бездны», Павел Чухрай, 2002 год. Снятый в рамках того же проекта Стивена Спилберга, этот фильм становится ещё одной попыткой прикоснуться к поколению тех, кто пережил Холокост и кто готов об этом говорить.
    «Бабий Яр», Джеф Кэнью, 2003 год
    Прославленный немецкий продюсер Браунер за свою долгую карьеру спродюсировал больше 250 картин: он работал с Лангом и Сиодмаком, а также продюсировал «Сад Финци-Контини» Витторио Де Сик. И среди них было очень много фильмов, посвященных Холокосту. И Браунер же помогал американцу Джефу Кэнью поставить трагический рассказ о жизни двух семей (еврейской и нееврейской) в оккупированном Киеве. Из-за войны приятельство между двумя семьями прекращается — и пока одна семья пытается спастись, другая её предаёт.
    Фильм Кэнью не назовешь большой режиссёрской удачей и, тем не менее, смотреть её интересно, как пример того, как режиссеры изучали тему Бабьего Яра спустя шесть десятилетий после трагедии.
    Эксклюзивный материал: «Дорога в Бабий Яр», Борис Мафцир, 2018 год

    Документальный фильм «Дорога в Бабий Яр» (2018) рассказывает о событиях первых 100 дней оккупации Украины и о том, как действовала система массовых убийств в самых разных местах уничтожения, общим символом которых стал Бабий Яр. Беседы с историками, очевидцами событий, евреями, уцелевшими в период войны, позволяют воссоздать всестороннюю и мучительную картину судьбы евреев Украины в Шоа.
    В поиске неизвестного Холокоста, проект Бориса Мафцира
    «Бабий Яр. Контекст», Сергей Лозница, 2021 год

    Новый фильм лучшего постсоветского режиссера-документалиста Сергея Лозницы — это масштабное полотно, собравшее в себе ранее неизвестную хронику времён первых недель войны. Сложно выстроенная картина Лозницы практически не касается самого Бабьего Яра. И дело тут не только в отсутствии видеоматериала, но и в том, что для Лозницы важнее показать состояние до и после трагедии и дать зрителю возможность погрузиться в атмосферу тех страшных недель.

    Работая над лентой, Лозница потратил несколько лет на поиск материала в архивах России, Украины и Германии. Сложно собранная, блестяще смонтированная, эта лента уже сейчас претендует на то, чтобы стать ключевым документальным произведением о Бабьем Яре и начать новый этап в осмыслении трагедии.
    Лишь в последние десятилетия Бабий Яр стал предметом подробного изучения кинематографистов. Для западного кинематографа трагедия Бабьего Яра долгое время оставалась в тени других жестоких акций нацистов, а советские режиссёры, за исключением успешной попытки Марка Донского, долгое время просто не могли приступить к теме из-за жестких цензурных ограничений. Можно надеяться, что в ближайшие годы, благодаря ленте Сергея Лозницы и работе мемориального центра «Бабий Яр», мы можем ожидать новые фильмы, посвященные катастрофе.
    СМОТРИТЕ «БАБИЙ ЯР. КОНТЕКСТ» И БОЛЕЕ 15 ДРУГИХ ФИЛЬМОВ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ФЕСТИВАЛЕ «ХРОНИКИ КАТАСТРОФЫ»
    ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ МАТЕРИАЛ: ФРАГМЕНТ НОВОГО ФИЛЬМА СЕРГЕЯ ЛОЗНИЦЫ «БАБИЙ ЯР. КОНТЕКСТ»
    В рамках Недели памяти в Центре документального кино пройдет серия специальных показов картины Сергея Лозницы, а 27 января, в Международный день памяти жертв Холокоста, в ЦДК начнется прокат картины. На сайте эксклюзивно доступен фрагмент фильма, в котором показаны одни и те же события с точки зрения советской и немецкой кинохроники.
    КАК ПАМЯТЬ О ХОЛОКОСТЕ СТАНОВИТСЯ ЛИЧНЫМ СОБЫТИЕМ

    Чем дальше от нас по времени становится Холокост, тем меньше остается свидетельств из первых уст и тем важнее становится сохранение памяти о произошедшем. Конечно, если сравнить нынешнюю ситуацию с тем, что было в первые десятилетия после войны, то тема Холокоста осмысляется гораздо активнее: ежегодно пишутся новые научные книги и статьи, снимаются фильмы, проводятся конференции… И для многих события трагедии становятся чем-то личным не только как часть семейной или общемировой истории, но как результате глубокого переживания после прочтения книги, просмотра художественного фильма или художественной работы.

    Собрали несколько заметок, в которых авторы делятся воспоминаниями, как столкнулись с историей о Холокосте и как сделали память о нём частью себя.

    Егор Сенников


    История, прочитанная в автобиографии Паустовского становится путеводной нитью, которая позволяет разобраться в прошлом собственной семьи. Константин Паустовский, знаменитый советский писатель, почти весь первый год войны провел на фронте, откуда регулярно писал репортажи. В одном из своих главных произведений — автобиографической «Повести о жизни», — Паустовский рассказал о многом, что ему довелось увидеть во время и после войны. И один из эпизодов книги оказался важным для современного читателя, открыв ему что-то, чего он не знал о своей семье.
    Реакция на смерть Клода Ланцмана — знаменитого французского документалиста, создавшего многочасовый документальный фильм «Шоа» — показывает, как сильно может повлиять на одного отдельного человека рассказ, сделанный без компромиссов и умолчаний. «Шоа» Ланцмана — одно из главных документальных повествований о Холокосте, наряду с такими фильмами как «Ночь и туман» Алена Рене и «Печаль и жалость» Марселя Офюльса. Записанные свидетельства, страшные кадры, мастерский монтаж — все это создает не только ощущение личного присутствия, но и личной ответственности.
    Пользователь Твиттера — один из многих миллионов — делится своим переживанием, вызванным фильмом Тайки Вайтити «Кролик Джоджо». Картина новозеландца Вайтити стала одним из тех произведений, которые смогли тронуть тех, кто никогда не задумывался, а то и вовсе не знал о Холокосте; хотя многие её осудили за некорректный юмор или неуместную сатиру (сравнивая с произведением Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна»), достаточно посмотреть твиты по этому тегу, чтобы увидеть — для многих знакомство с теми событиями, началось с этого фильма. (Такой же важной вехой для многих стала картина Вадима Перельмана «Уроки фарси»)
    В уходящем году был потрясен х/ф «Кролик Джоджо», посмотрел наверно раз 100, сильнейшая мелодрама на эмоциях 10 летнего мальчика Иоханнеса и 17 летней девушки Ельзы, ревность, доброта, благородство Джоджо, понимание и отзывчивость Ельзы, ну и конечно взаимное признание в любви.
    Запись продюсера Евгения Гиндилиса о новом документальном фильме Сергея Лозницы «Бабий Яр. Контекст» — пример того, как искусно сделанная документальная картина может открыть новые грани даже в знакомой и известной для человека истории, показав что-то, что может впечатлить даже знающего человека. Неизвестная ранее документальная хроника продолжает работать благодаря искусству документалиста — и заставляет человека ужасаться и помнить.
    «Бабий Яр. Контекст» смотрится как симфония и воспринимаемся как математическая формула. То как Лозница работает с исторической хроникой, сродни работе композитора и математика одновременно.
    Мне кажется, что это самый совершенный фильм из серии исторических реконструкций Лозницы, которые мы видели до сих пор. Чрезвычайно интеллектуально насыщенный.
    Из случайного письма можно узнать о тайне, о прошлом, о том, что твои предки спасали евреев от гибели.
    Прошлое, на самом деле, живёт и сегодня — и соприкоснуться с ним проще, чем многим кажется. Оно гораздо ближе и постоянно даёт о себе знать, посылая в современность самые разные сигналы.
    МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ КАТАСТРОФЫ
    Эссе Виктории Мирошниченко о Симфонии №13 «Бабий Яр» Дмитрия Шостаковича 
    Сегодня Шостаковича воспринимают либо как икону борьбы с советской властью, либо как тайного коллаборациониста и вёрткого человека, сумевшего, в конце концов, стать секретарём Союза композиторов СССР и получить Ленинскую и пять Сталинских премий. Как это обычно бывает, жизнь человека не укладывается в канву библиографического описания с какой бы то ни было идеологической стороны. И сочинение симфонии «Бабий Яр» даёт нам ещё один сдвиг в понимании личности композитора.
    Это 1962 год, стабильный период в жизни Шостаковича, он работает секретарем Союза Композиторов. Начало «Оттепели», появление феномена поэтов-шестидесятников, важнейшей фигурой которого был Евгений Евтушенко. На его стихи Шостакович и пишет свою симфонию «Бабий яр» под тревожным номером 13, сочинение №113. Масштабное полотно в час длиной для солирующего баса, хора басов и оркестра с пятиструнными контрабасами. Придание тексту такой мощной музыкальной фактуры кажется попыткой дать голос всем тем, кто оказался в молчаливом забвении. Произведение составлено из нескольких стихотворений, изначально не связанных друг с другом. Но Шостакович укладывает их в цельную музыкальную канву, будто пытаясь создать зашифрованное музыкальное послание. Творческий метод, который исходит из борьбы, компромисса и создания одинокого музыкального подполья, доступного избранным – этим и поражает Шостакович, до последнего не сдающийся.
    Оттепель, но не весна – симфонию пытались отменять, дирижёры и вокалисты отказывались её исполнять, но самая безумная и героическая история произошла перед минской премьерой 1963 года. Виталий Катаев, получивший пост главного дирижёра государственного оркестра Белоруссии всего несколькими месяцами ранее, решает включить произведение в абонемент следующего сезона. Билеты на симфонию продавались только в абонементе. На случай, если руководство решит снять исполнение, пришлось бы возвращать деньги за все 8 концертов. Тем не менее исполнение оттягивали, в прессе начали появляться нападки на Евтушенко, в определённый момент партитуры и вовсе «закрыли», перестали выдавать из библиотеки. В Москве потребовали изменить текст первой части, в Минске об этом ещё не знали, что дало возможность исполнить первоначальный вариант. Катаев с трудом достал оркестровые партии, а саму партитуру получил за день до исполнения из рук самого Дмитрия Дмитриевича. Но самый удивительный подвиг совершили музыканты. За несколько дней до исполнения оркестровые партии потребовали вернуть под неправдоподобным предлогом - сказали, что пьесу будут исполнять в другом городе. Неповиновение невозможно, но и отменять исполнение - нельзя. Тогда музыканты за одну ночь переписали свои партии – час музыки, это колоссальный труд. И он был награждён ошеломляющими овациями. В этом, пожалуй, и есть истинная народная общность, которую так яростно пытается навязать патриотическая пропаганда наших дней. Пример священной коммеморативной практики, созданной вопреки обстоятельством.
    «Тогда музыканты за одну ночь переписали свои партии — час музыки, это колоссальный труд. И он был награждён ошеломляющими овациями. В этом, пожалуй, и есть истинная народная общность, которую так яростно пытается навязать патриотическая пропаганда наших дней. Пример священной коммеморативной практики, созданной вопреки обстоятельствам».
    LONG WIND / NO BREATH

    музыка Кирилла Широкова для мелодик, синтезаторов и электроники
    Память содержит в себе реплики катастроф. И, хотя никакие документальные свидетельства или этическая пропаганда не способны дать понять катастрофу, её образы и отголоски всплывают в сознании, живут, обращают чувства и взгляд к нижним пределам политики, экзистенции, социальных взаимодействий. Истребления в Бабьем Яру — не из тех реализованных исторических процессов, которые остаются в прошлом. Геноциды, уничтожение политических оппонентов, удержание социальных иерархий — это давно ставшие классическими формы обращения с инаковостями, живые и эволюционирующие формы вертикальных коммуникаций.

    Писать музыку о катастрофе, о конкретной трагедии — невозможно. И эта пьеса — абстрактна. Она не столько реплика, сколько версия слуха, обращённого к структуре катастрофы. Но может ли эта структура быть доступной для восприятия, вообразимой или действительно проанализированной?

    В композиции long wind / no breath три слоя. Они звучат одновременно, играя во взаимное вытеснение. Разделение сосуществующего, рассортированность разного в соответствии со свойствами материалов — структурное основание композиции. Но это не попытка отразить форму истребления музыкальными средствами. Только скромный опыт приостановки взгляда, мысли, попытка радикального созерцания, молчания (без незвучности).

    Кирилл Широков
    НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ

    Куратор — Сергей Сдобнов


    Продюсеры — Константин Нафиков, Арина Хохлова

    Художник — Маша Ларионова

    Оператор — Игнат Соловей

    Дизайнер — Дарья Хропачёва

    Команда Новой Газеты
    ОРГАНИЗАТОР
    ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
    ПАРТНЕРЫ